2016
16 августа

Журнал On Air, июль 2016: «Истина в одиннадцатом поколении»

On Air, бортовой журнал авиакомпании «Белавиа», отправился на стекольную фабрику семейной династии Риделей, чтобы понять, что истина не столько в вине, сколько в правильном бокале.

ЧТО: австрийская компания Riedel Glass Works, которая вот уже 260 лет производит образцово-показательный хрусталь под брендами Riedel, Spiegelau и Nachtmann.

ФАКТ: в 1991 году в журнале The Wine Advocate знаток вина Роберт Паркер так охарактеризовал бокалы Riedel: «самые изысканные бокалы, как с технологической, так и с гедонистической стороны». «Действие этих бокалов на изысканные вина необыкновенно. Вряд ли я могу преувеличить, насколько иным предстает вино, налитое в эти бокалы», – отмечал он.


В XVII веке в Северной Богемии, во многом благодаря обилию лесов и дешевого дерева, получило стремительное развитие стекольное производство. Здесь и началась история семьи Ридель, династия которой не прерывается вот уже 11 поколений.


1 — осколки стекла, 1758 - 1775 годы; 2 — столовый набор, 1914 год; 3 — бокалы с арабесками, 1881 год; 4 — ваза, 1900 год. 

1

Иоганн Кристоф Ридель, «великий дедушка Ридель», не занимался изготовлением стекла, но успешно им торговал. Возможно, в его в планах было и производство, но в 1723 году дедушки не стало.

Легенда гласит, что Кристоф отправился на ярмарку в Пруссию, чтобы заработать денег на свадебный подарок для кузины. По дороге домой на него напали двое разбойников: они рассчитывали на хорошую добычу, но, обыскав тело Риделя, нашли лишь одну монету. Откуда им было знать, что предусмотрительный купец спрятал всё богатство в посудине с маслом?! Убийцы так обезумели, что решили отправиться на свадьбу кузины торговца. Но у их преступления были два свидетеля: огромные чёрные вороны. Они последовали за разбойниками на торжество и так ошалело каркали, что один из разбойников проболтался гостю свадьбы: «А ведь этот ворон — свидетель убийства Риделя!». Говорят, что эта история настолько впечатлила Фридриха Шиллера, что по её мотивам поэт написал балладу «Ивиковы журавли».

К счастью, у «великого дедушки Риделя» остались запасы товара и трое сыновей, которые смогли продолжить его дело, хоть и в несколько ином направлении.

2 и 3

Старший сын Карл начал заниматься росписью стекла, а внук Йоган Леопольд открыл в 1756 году в Антонивальде первую стекольную фабрику. В этом же году началась Семилетняя война. Противостояние Австрии и Пруссии разорило многих людей, но для Риделей это было успешное время — по прошествии года фабрика в Антонивальде стала главным поставщиком оконного стекла и посуды в регионе.


1 — прозрачное и рубиновое стекло с накладными бронзовыми креплениями, 1922 год; 2 — флаконы для парфюма, 1840 - 1860 годы; 3 — косметический набор, 1930 год.

4–6

Следующий период расцвета был нарушен наполеоновскими войнами: международная торговля замерла, и продажи резко упали. Антон Леопольд Ридель (4-е поколение) задумался над изменением методов производства. Новым проектом по расширению стекольного производства руководили двое его сыновей. Один из них, Франц, разработал два новых цветных стекла (желтое и зеленое), нарастил производство бусин, пуговиц и бижутерии. Бизнес семьи Ридель снова процветал. Но у Франца не было сыновей, и поскольку передать управление делами дочери в те патриархальные времена было чем-то немыслимым, он пригласил своего племянника Йозефа. Юноша выполнял разную работу и увлеченно познавал каждый этап стекольного производства. Впоследствии он настолько его расширил, что получил прозвище стекольного Короля гор Джизеры. Однако главной заслугой Йозефа было внедрение газовых печей, которые заменили старые модели на углях и дровах, а также спасли от вырубки многие леса.

7

Йозеф младший унаследовал от отца любовь к стеклу и модернизации: он изобрел машину для вытягивания стержней и трубок – они были необходимы для производства бусинок, размером от 1 до 4 мм. Это на первый взгляд незначительное нововведение совершило кардинальный переворот в стекольном производстве.

8

Едва ли не самая трудная судьба досталась представителю 8-го поколения Риделей, Вальтеру. Он вел дела компании и во время Великой депрессии, и немецкого протекционизма, приведшего к значительному спаду производства. Но в 1945 году всё имущество Риделей было национализировано чехословацким правительством, а сам Вальтер сослан в Восточную Сибирь, где по пятилетнему «контракту принуждения» помогал модернизировать местные стекольные фабрики. По окончании срока Вальтер обратился в австрийское посольство, но вместо свободы получил приговор — 25 лет тюрьмы. Лишь в 1955 году, уже после смерти Сталина, Ридель попал под действие закона об освобождении военнопленных и смог вернуться на родину.


Коллекция Sommelier's для красного вина 1973 года.

9

В это время, заручившись поддержкой Сваровски, сын Вальтера, Клаус, пытался возродить производство на некогда принадлежащей семье фабрике в австрийском Куфштайне. На одной из дегустаций организованного Клаусом винного клуба он стал свидетелем яростного спора: кому-то вино казалось прекрасным, а кто-то считал его слишком резким и несбалансированным. Ридель подметил, что все бокалы на столе разные, и предположил: в этом и есть причина спора. А потом попробовал вино из всех — и больше уже не сомневался. Мир остро нуждался в создании эталонного бокала. К поискам идеальных параметров «винного прибора» Клаус подключил Итальянскую Ассоциацию Сомелье, и вместе они пришли к выводу, что размер, форма чаши и даже толщина стенок бокала в равной степени влияют на восприятие вкуса вина и раскрытие его аромата. В 1958 году Ридель представил первый «дружественный» по отношению к вину бокал из тонкого стекла, совершенно без декора и сужающийся к вершине, а уже в 1973-м, после серии дегустаций, – целую коллекцию из 10 бокалов ручной работы.

Вскоре после Первой мировой войны Вальтер начал производство тонкого эластичного стекловолокна для производства канатов. В это время другой производитель, Вернер Шулер, открыл и запатентовал новый метод скручивания стекловолокна без использования платины. Министерство авиации нашло военное применение этому материалу в радарах и способствовало объединению Риделя и Шелера для этого производства. Затем Вальтеру поступил заказ – производство 76-сантиметрового кинескопа (в то время максимальный диаметр был 38 см). Спустя три недели Вальтер появился в Берлине с выполненным заказом, удивив военные круги своей технической мудростью.

10

Сын Клауса, Георг Ридель, расширил коллекцию — сейчас в ней более 40 экземпляров для вина и воды. Кроме того, он механизировал процесс производства тонких винных бокалов, что сделало их более доступными. От ручного производства компания не отказалась. Сегодня эксклюзивные коллекции Riedel делаются вручную на заводе в Куфштайне.

11

Сын Георга, Максимилиан, начал работать в компании в 18 лет. Уже в 23 года возглавил Североамериканский филиал Riedel и вывел его в лидеры по продажам, а в 2013 году отец передал ему правление компанией. Максимилиан внес существенный вклад в мир бокалов. Он создал популярные бокалы без ножки серии «О», утонченные сверхлегкие и функциональные бокалы Superleggero и многие популярные декантеры Riedel. Максимилиан старается соответствовать впечатляющей истории своих предков, целеустремленно, преданно и творчески смотрит в будущее.

Спецзадание: посетить завод компании Riedel в Куфштайне (Австрия), где до сих пор используют старинные методы выдувания и обработки стекла (с понедельника по пятницу с 9.00 до 12.00 и с 13.00 до 16.00).

Некоторые сорта вина, особенно старые и насыщенные, нуждаются в особой подготовке перед подачей. Вино переливают из бутылки в специальный графин — декантер, в котором оно насыщается кислородом, избавляется от излишней терпкости и осадка. Вкус и аромат полностью раскрываются. В это время можно полюбоваться цветом, а в случае с декантером Eve — и звуком: форма спирали повторяет форму турбины Porshe 911.

Максимилиан, отличается ли ваша стратегия ведения дел от методов вашего отца? Часто ли вы действуете ему наперекор?

Постоянно! (Смеется.) Приведу несколько примеров. Я стараюсь идти в ногу со временем и использовать идеи, которые вдохновляют мое поколение: запустил веб-сайт, онлайн-магазин, аккаунты в соцсетях. Для меня привычны эти виды коммуникаций, и они помогают мне продвигать наш бренд. Но отец однозначно этим бы не занимался. А мои бокалы без ножки из серии «О»? Он бы никогда такое не сделал! Я скопировал бокалы, которые создал мой отец, оставил их функциональность, но изменил архитектуру бокала — и успех превзошел все мои ожидания.

Вы когда-нибудь сами выдували стекло?

Да. Когда мне было 16, я изучал стеклоделие в Мурано (Венеция), так как мой отец решил, что будет лучше учиться не на нашей фабрике. Там и овладел техникой выдува венецианского стекла, а затем обучил ей наших мастеров. Раньше для придания формы стеклу Riedel использовались пресс-формы, но если вы взглянете на наши сегодняшние декантеры, то увидите свободу. Этот так называемый «природный дизайн» сейчас очень популярен, и именно венецианская традиция стеклоделия меня вдохновила на создание такого продукта.

А кем бы вы стали, если б не возглавляли компанию Riedel?

Серфингистом на Гавайях. (Смеется.)

Вы увлекаетесь серфингом?

Нет, но непременно бы начал.

Много ли вы путешествуете?

Да, но в последнее время в основном это деловые поездки. Мы подсчитали, что я около 160 дней в году провожу за рубежом. Это необходимо, ведь мы постоянно работаем со 125 странами мира, где у нас много партнеров. В этих поездках я общаюсь с местными, пытаюсь понять их менталитет, способы ведения дел. Именно в таких бизнес-путешествиях можно увидеть, близки ли твои идеи людям, с которыми ты работаешь, правильно ли они продвигают продукт. Это своего рода микроменеджмент, которому я научился у отца.

Вы очень занятой человек, много ли времени вы проводите с семьей?

Не так давно я стал отцом. И из-за своего плотного графика пропустил появление первых зубов у сына. Я очень расстроился, что не смог быть рядом, и для себя решил, что больше не хочу упускать прекрасные моменты из жизни моего сына. И на данном этапе жизни хочу проводить как можно больше времени с семьей.

Выражаем благодарность журналу On Air за предоставленный материал!
Заказать
обратный звонок