2016
31 августа

Портал стиля и красоты diva.by, 3 августа 2016. «Моцарт, Голдинг, Демчог и Розенталь: как неудачи сменялись триумфом»

Когда создаётся нечто принципиально новое, оно чаще всего упирается в глухую стену неприятия. Новому нет места в существующей системе, где все роли давно распределены. Однако бывает и так, что со временем новое набирает популярность и создаёт свою систему. Речь не всегда идёт о массово популярных вещах: отказывали Джоан Роулинг и смеялись над «Битлз», сомневались в фильме «Титаник», не верили в возможность существования самолёта и фотографии. Сквозь тернии к звёздам пробирались и широко известные в узких кругах явления, без которых многие интеллектуалы и ценители прекрасного не представляют своей жизни.

Литература

Такой поджанр приключенческой литературы, как робинзонада, очень важен для англичан. Нация мореплавателей и исследователей, господствовавшая в своё время над четвертью земного шара, всегда зачитывалась приключениями покорителей природы. Важным элементом произведений такого рода является торжество разума и воли над хаосом: трудолюбием и смекалкой человек подчиняет своей власти необузданные силы природы. Наверное, поэтому первоначальную реакцию на произведение Уильяма Голдинга «Повелитель мух» можно назвать мёртвой. Аллегорическая повесть, в которой хаос поглощает дух и разум, а из душ детей вырывается зверь, чтобы постепенно завладеть их существом, — антиробинзонада, робинзонада наоборот.

Голдинг получил отказ в 21 издательстве: в одном из них писателю даже заявили, что тот обладает абсурдной, никчемной и скучной фантазией. Когда в 1954 году роман всё-таки вышел в свет, его продажи едва приблизились к 3000 экземплярам. Но через два года «Повелитель мух» неожиданно стал бестселлером. Сейчас роман считается одним из важнейших произведений XX века. А в 1983 году Уильям Голдинг получил Нобелевскую премию по литературе «за романы, в которых обращается к сущности человеческой природы и проблеме зла».

Радиотеатр

Каждому из нас хотелось бы хоть на полчаса перевоплотиться в великого человека. Вадим Демчог, широко известный по сериалу «Интерны», подарил нам такую возможность. Благодаря его «Фрэнки-шоу» вы можете прожить жизнь Наполеона или Парацельса, почувствовать себя Ёжиком в тумане или богиней Кали.

По сюжету радиопередачи некий сумасшедший — Фрэнки — от первого лица рассказывает историю жизни великого человека, которым считает себя на данный момент. Завораживающий голос Демчога, мастерски подобранная музыка и прекрасные стихи — вы постепенно погружаетесь в себя и действительно перевоплощаетесь в героя истории. Вы становитесь Мэрилин Монро, закатывающей Фрэнку Синатре ужасающую истерику с требованием взять её замуж. Вы повторяете движения Фридриха Ницше, пытающегося защитить упавшую лошадь от кнута разъярённого извозчика и неминуемо падающего в пропасть безумия.

С оригинальной идеей Демчог около 6 лет скитался по радиостанциям, пока не нашёл приют на «Серебряном дожде». Там передачу транслировали с 2004 по 2011 годы, в течение которых Вадим сыграл сотни персонажей. По окончании передача трансформировалась в интернет-театр «Трансляция Оттуда», телепередачу «Величайшее шоу на земле» и спектакль «Арлекиниада». Из «Фрэнки-шоу» выходит Mr. Freeman — анимационный сериал, ставшей сенсацией Рунета и получивший около 60 000 000 просмотров на Youtube.

Музыка

По мнению Чайковского, в опере «Дон Жуан» Моцарт достигает вершин драматизма, свойственных лишь Шекспиру. Флобер назвал «Дон Жуана», «Гамлета» и море «тремя самыми прекрасными вещами, сотворёнными Богом». Россини, Гуно и Вагнер считали «Дон Жуана» лучшей оперой в мире, а Кьеркегор — и вовсе главным шедевром классической музыки. Аллюзии и вариации на оперу встречаются у Шопена и Листа, Россини и Оффенбаха, Франсе и Бузони, Бетховена и Данци. Спустя более 200 лет после написания «Дон Жуан» входит в десятку наиболее часто исполняемых опер мира.

Однако в 1788 году глубокую и оригинальную оперу ждал оглушительный провал на главной музыкальной сцене Европы — в Вене. В то время как опера Сальери «Аксур, царь Ормуза» гремела от России до Бразилии, «Дон Жуан» выдержал всего 15 постановок в венском Бургтеатре и при жизни композитора больше не исполнялся.

Финансовое положение Моцарта катастрофически ухудшилось, и ему даже пришлось переехать в пригород. А через 4 года композитор скончался, едва ли ожидая того, что потомки признают его величайшим музыкальных гением всех времён.

Фарфор

В штыки порою принимаются не только новые идеи, но и новые изобразительные формы. Например, когда Филипп Розенталь, основатель фабрики посуды Rosenthal, в 1916 году выпустил сервиз «Мария», посвящённый молодой супруге, продажи шли плачевно. По сравнению с классическими сервизами «Мария» была слишком угловатой и резкой.


Слева — классический сервиз Sanssouci, справа — Maria.

<Чтобы пробить дорогу в жизнь для «Марии», промышленник использовал всё своё влияние. Он пригрозил увольнением сотрудникам, которые не будут продавать сервиз. А одним прекрасным утром Розенталь пригласил на завтрак деловых партнёров и сообщил им: «Вы, наверное, спрашиваете себя, почему я собрал вас здесь. Я вижу, что вы не горите желанием покупать «Марию», и вот что я хочу вам сказать: если вы не покупаете «Марию», можете вообще ничего у меня не покупать».

Филипп Розенталь сумел отстоять честь серии — и прославил любимую на века. «Мария» считается одной из самых популярных коллекций посуды в истории: только за последние 25 лет было приобретено около 15 000 000 тарелок и 5 000 000 чашек. Недавно «Мария» отметила 100-летний юбилей, и фабрика не устаёт изобретать для коллекции всё новые узоры. «Мария» с успехом продаётся по всему миру, в том числе и в Минске.

Всё неожиданное и новое с трудом прокладывает себе дорогу, зато имеет все шансы надолго остаться в истории. Так что если ваш проект не принимает изменчивый мир, не отчаивайтесь раньше времени: возможно, когда-то он прогнётся под вас.
Заказать
обратный звонок