2017
30 января

Квартира Шерлока Холмса — и любопытные детали 4 сезона — под нашей лупой

Шерлок Холмс никогда не рождался и никогда не умирал — а значит, продолжает жить рядом с нами вот уже более ста лет, бесконечно перевоплощаясь. Последним его аватаром, невероятно успешным и харизматичным, стал Бенедикт Камбербэтч в сериале BBC. Тщательность проработки рассказов Артура Конан Дойля сказалась не только на сюжетных линиях серий, но и на интерьере квартиры по адресу Бейкер-стрит, 221В. Рассмотрим, как художникам-постановщикам удалось соединить Викторианскую Англию с динамичным Лондоном XXI века.

Как и сюжетная канва сериала, обстановка квартиры должна соответствовать духу оригинала, однако удачно дополняться отличительными чертами нашего времени. Интерьер выдержан в приглушённой цветовой гамме с преобладанием глухих оттенков зелёного, коричневого и красного. Две противоположные стены с крупными растительными орнаментами вызывают мгновенные ассоциации с викторианским интерьером, и тут же разбавляются современным светильником, зеркалом и плакатом с черепом.


Вензель королевы Виктории уступает другим признакам патриотизма: подушке с национальным флагом и сервизу с изображением Британских островов, из которого с удовольствием пьёт чай даже Мориарти.

Разумеется, квартира великого сыщика должна ясно говорить о роде его занятий и складе ума. Шахматы, ноты, книги, химические приборы и энтомологические коллекции, разбросанные в поэтическом беспорядке, ярко указывают на сочетание блестящего рассудка с хаотичностью, которые рождают истинного гения. На лёгкую степень безумия, которая зачастую идёт рука об руку с гениальностью, намекают и нарисованный краской смайлик, пострадавший от пуль скучающего хозяина, и любимый собеседник Шерлока — череп, живущий на камине.


Конечно же, кавардак в квартире на Бейкер-стрит — внешнего свойства. В полном соответствии с известной поговоркой, детективный гений господствует над хаосом, поэтому Холмс прекрасно помнит, что и где лежит, путаясь лишь после наведения другими людьми порядка.

Сценаристы сериала усилили эффект научно-творческого беспорядка, укомплектовав холодильник на Бейкер-стрит частями человеческих тел: пальцами, глазами и даже головой. Вполне вероятно, что если бы холодильник существовал в XIX веке, Шерлок Холмс также использовал бы его для этой полезной функции.

Однако наиболее полно идея мирного сосуществования прошлого и настоящего нашла отражение в такой важной детали интерьера, как кресла главных героев. Добродушного Ватсона приютило старомодное, словно пережившее не одну мировую войну кресло, в то время как хитроумный Холмс обитает в оригинальном кресле LC3, созданном легендарным дизайнером Ле Корбюзье.


В 1920-х его дизайн произвёл настоящую революцию: впервые каркас кресла был вынесен наружу, а не спрятан внутри. Шерлок Холмс, призвание которого — делать всё тайное явным,определённо должен был обратить внимание на такую модель. Гений криминалистики, опережающий время (по крайней мере, таковым он выступал в XIX веке, используя революционные методы в расследованиях) не мог бы не почувствовать резонанса с новаторским даром Ле Корбюзье, живи он в наше время. Помимо этого, отсутствие внутреннего каркаса делает кресло необычайно податливым: в нём так легко утонуть и расслабиться, что особенно важно при сосредоточенной работе мысли.

Официальное право на выпуск изделий по эскизам Ле Корбюзье имеет итальянская фабрика Cassina. Что интересно, компания не предлагала кресло LC3 для размещения в сериале: художники-постановщики выбрали его сами, сочтя идеальным дополнением интерьера квартиры на Бейкер-стрит. Да и Бенедикт Камбербэтч, отвечая на вопрос о том, что ему больше всего нравится в работе над «Шерлоком», заявил: «Кресло в квартире 221Б, на Бейкер-стрит. Очень удобное, что весьма приятно».   

 
Кресло LC3, фабрика Cassina

Приглашаем вас полюбоваться креслом современного Шерлока Холмса в салон итальянской плитки, сантехники и мебели «Сквирел» на Тимирязева, 72А!

Интересные факты о 4 сезоне сериала
  • Вторая серия («The Lying Detective») основана на рассказе Артура Конан Дойля «The Adventure of the Dying Detective», или «Шерлок Холмс при смерти». В нём великий сыщик получает по почте коробочку из слоновой кости Калвертона Смита, плантатора с Суматры, которого он заподозрил в убийстве своего племянника. По задумке злодея, детектив должен был открыть коробочку и, оцарапавшись о потайную пружину, заболеть формозской черной язвой. Холмс решил подыграть: притворившись смертельно больным и пригласив Смита к своему одру, он заставил того потерять бдительность и подробно рассказать о своих преступлениях. Ничего не подозревающий Ватсон, которого Холмс попросил спрятаться в комнате, стал свидетелем чистосердечного признания, что и погубило Смита. В XXI веке нет нужды в присутствии свидетеля, и вместо Ватсона на сцене появляется диктофон. В обоих случаях Холмс никого не посвящает в свои планы, надеясь лишь на себя и стремясь добиться театрального эффекта.

  • В слогане рекламной кампании по продаже я хлопьев иронические обыгрывается словосочетание «serial killer»: Калвертон Смит называет себя «cereal killer», то есть убийцей злаков.
  • В качестве прототипа современного Калвертона Смита можно назвать Генри Говарда Холмса, упоминаемого в сериале. Холмс (1861 – 1896), по иронии судьбы взявший фамилию знаменитого сыщика, известен как первый официально зарегистрированный серийный убийца США. В Чикаго он построил жуткое здание: на первом этаже находились торговые помещения, на третьем – офис Холмса, на втором — лабиринт с орудиями для пыток, крематорием, лабораторией для вивисекции и газовыми камерами. В Смите можно увидеть также черты Джеймса Сэвила, английского телеведущего, который потратил на благотворительность около 40 млн фунтов стерлингов и был удостоен рыцарского звания. После его смерти вскрылись многочисленные сексуальные преступления (не менее 214), главным образом по отношению к пациентам больниц для бедных, обитателям приютов и тюрем для несовершеннолетних, ученикам церковных школ. Администрации заведений не верили жертвам, а полиция заминала дела, ведь речь шла о влиятельной публичной персоне.

  • Сюжет третьей серии далёк от рассказов Артура Конан Дойля, однако не лишён отсылок к канону. Например, три брата, заподозренные в убийстве некоего Эванса, носят имена Натана, Алекса и Говарда Гарридеба, как в рассказе «Три Гарридеба». Правда, в оригинальном рассказе кличку «Убийца Эванс» носит опасный преступник. Не исключено, что современный Алекс Гарридеб убил не самого добропорядочного гражданина.

  • Имя Эвр, означающее бога восточного ветра, отсылает к рассказу «Его прощальный поклон», действие которого происходит в 1914 году. «Да, скоро поднимется такой восточный ветер, который никогда еще не дул на Англию. Холодный, колючий ветер, Уотсон, и, может, многие из нас погибнут от его ледяного дыхания», — под восточным ветром Шерлок Холмс имел в виду, конечно, Германию.
  • Виктор Тревор, с которым маленький Шерлок играл в детстве, был другом Холмса и в оригинале. Правда, познакомились они чуть позже: в колледже, когда терьер Виктора прокусил Шерлоку лодыжку.
  • Родовое поместье Масгрейв, в котором проводили детство Холмсы, — явная отсылка к рассказу «Обряд дома Месгрейвов». В нём в аристократической семье Месгрейвов из поколения в поколение передавался старинной обряд. Кажущийся бессмыслицей, текст обряда служил ключом к спрятанным сокровищам. В третьей серии детская песенка Эвр Холмс была также зашифрованным посланием, помогающим отыскать нужное место.

  • В рассказе «Шесть Наполеонов» итальянский скульптор Беппо, прячась от полиции, спрятал чёрную жемчужину Борджиа в одном из шести гипсовых бюстов Наполеона, которые затем разбивал в поисках утраченной драгоценности. Сценарист «Шесть Тэтчер» решил поиграть с подкованным зрителем: когда в начале серии упоминается та самая жемчужина, можно подумать, что разгадка дела ясна. На самом же деле, в роли сокровища выступает карта памяти об отряде A.G.R.A., в который когда-то входила Мэри Ватсон. Название индийского города Агра (ровно как и сюжет о роковом предательстве) явно перекочевал в сериал из повести «Знак четырёх», где и состоялось знакомство доктора Ватсона с будущей женой.
  • В рассказе «Жёлтое лицо» Норбери – это название местности, в серии «Шесть Тэтчер» — опасная дама. В первом случае Шерлок Холмс неправильно истолковал имеющие факты и неправильно понял суть проблемы, во втором дело имело более трагические последствия. Оба Холмса — и викторианский, и современный — просят использовать слово «Норбери», когда их чересчур заносит: «Уотсон, если вам когда-нибудь покажется, что я слишком полагаюсь на свои способности или уделяю случаю меньше старания, чем он того заслуживает, пожалуйста, шепните мне на ухо: «Норбери» — и вы меня чрезвычайно этим обяжете» (Артур Конан Дойл, «Жёлтое лицо»).


  • Квартира на Бейкер-стрит — удачный пример интерьера, который при видимом беспорядке строго структурирован, где расположение любой вещи преследует определённую цель и смысл. Чтобы создать такой интерьер, необходимо тщательно рассчитать каждый шаг, однако при должном усердии результат может превзойти все ожидания. Салоны «Сквирел» помогут воплотить в жизнь самые смелые идеи!

Заказать
обратный звонок