2016
13 сентября

Театр гедонизма: собираем интерьер в стиле рококо

«Кто не жил до 1789 года, тот вообще не жил»
(Талейран)

Термин рококо обязан своим именем французскому слову rocaille — «ракушка, декоративная раковина». Без преувеличения, ракушка может служить главным символом эпохи: завитки украшают ножки стульев, мелизмы наполняют сюиты и сонаты, причудливые словесные пируэты кочуют по страницам переписок, да и сами отношения между людьми полны странных оборотов.


Жан Оноре Фрагонар, «Качели», 1767


Мозаичное панно Jardin Blue, Bisazza

В XVIII веке экономика Франции устойчиво растёт, однако политика абсолютизма порождает чудовищную пропасть между высшими и низшими классами. Людовик XV, кажется, солидарен с мнением фельдмаршала Виндишгреца: «Человек начинается с барона». Все ресурсы страны направлены на удовлетворения прихотей дворянства: любовь к роскоши и стремление к бонвиванству (от фр. bonne vie — «хорошая жизнь») достигают карикатурного размаха.

Человек XXI века изобретает бесчисленные ухищрения, чтобы сэкономить время, а дворянин XVIII века преследует прямо противоположные цели. Бескрайний простор свободного времени следует, во-первых, чем-нибудь заполнить, а во-вторых, сделать это со вкусом. Отсюда и царствование сложных форм: затейливые социальные ритуалы, пышнейшие юбки панье, гигантские (до полутора метров!) причёски, извилистые ножки диванов, вычурная лепнина на потолках.


Слева — плитка из коллекции Marble, Gardenia Orchidea
Справа — пример моды XVIII века

Каждая черта облика дворянина должна подчёркивать праздность, неприспособленность к физическому труду. Естественное видится грубым и отталкивающим, поэтому требует тщательной обработки: белила, румяна и мушки кажутся прелестнее, чем натуральный цвет лица, ассоциирующийся с чем-то крестьянским. Мужчина становится женоподобным, а идеал женщины походит на фарфоровую статуэтку: хрупкость, бледность, изящество линий. Во французской Аркадии все наслаждаются вечным детством: дамам никогда не будет старше двадцати, и мужчины всегда будут увиваться у их ног, разукрашивая жизнь галантными комплиментами.


Слева — коллекция Vibrance, Wedgwood
Справа — картина «Дама за туалетом», Франсуа Буше, 1742


Ёмкости для джема из коллекции Petit Dejeuner, Greggio

Из всех удовольствий дворянин предпочитал удовольствие чувственное, и как богиня чувственных наслаждений на пьедестал была возведена женщина. Она царица, но царствует лишь в одной области. Каждое её движение, каждая мысль должна быть посвящена одному – пленить мужчину. Представитель эпохи рококо живёт в театре имени себя: он всегда на сцене, каждая поза и слово продуманы даже в сокровенные моменты жизни. У человека XVIII века ещё нет Instagram, поэтому для поддержания страсти к позированию в интерьере повсюду расставлены зеркала.


Зеркало из коллекции Funcional и фарфоровая статуэтка «Херувим», Lladró

Буйные страсти кажутся смешными, сильные чувства — неприличными. Все принадлежат всем: ревнивые истерики, равно как и лебединая верность, выглядят странноватой глупостью. Умение ответить остротой на пикантность, сделать галантный комплимент — вот высшее измерение, которым познаётся человек.

«Одна хорошенькая женщина сказала своему любовнику, человеку угрюмого нрава и к тому же с замашками законного супруга: «Запомните, сударь: когда вы находитесь в обществе, где присутствует мой муж, вы обязаны быть любезнее, чем он, — этого требуют приличия». Шамфор, «Максимы и мысли»


Кадр из кинофильма «Опасные связи», 1988

Поклонение жизни ведёт к пресыщенности ею, а пресытившийся ум будоражит лишь аффектации, странности и экстравагантности. Так возникает любовь к извилистым формам, утончённым и изощрённым интерьерным решениям. Там, где на робкие ростки истинного не обращают внимания, главную роль играет показное. Отсюда чрезмерная, бьющая по глазам роскошь: ни у кого не должно оставаться сомнений в дороговизне. Подражание монарху и стремление подражать нравам двора доходит до крайностей; золото — основа всех основ, в том числе и в интерьере.


Слева — мозаичное панно Damasco Oro Giallo, Bisazza
Справа — фарфоровая верхушка для ели «Небесная радость», Lladró

«Одна итальянка, бывшая проездом в Париже, писала подруге: «Здесь всё ничто и всё вертится вокруг ничего, занимаются ничем, волнуются из-за ничего, женятся ни за что ни про что. Дилетанты ума считают душу и религию ничем, и вот с тех пор, как я офранцузилась, я развлекаю их ничем». Эдуард Фуке, «Галантный век. Пиршество страсти»

Культ чувственности ведёт к вырождению: дух истинной жизни постепенно покидает дворянские круги, которые всё более напоминают древних римлян времён заката империи. «После нас хоть потоп», — провозгласила маркиза де Помпадур и оказалась пророчицей. Высшие круги, пируя на «Титанике», сами не заметили, как их смела бездна хаоса, открывшаяся в 1789 году.


Кадр из кинофильма «Мария Антуанетта», 2006

Блестящая эпоха рококо была сметена ветрами времени, однако восхищение ею живёт до сих пор. Желающих оформить интерьер в стиле рококо всегда хватало; однако сделать это далеко не так просто, как кажется. Прежде всего, следует определить, чем интерьер рококо отличается от барокко.


Слева — «Спальня императрицы Марии Александровны и императора Александра II» (Гатчинский дворец), Эдуард Гау, 1879
Справа — кресло Proust от Cappellini, современная интерпретация стиля рококо

1) Барокко питают буйные силы Ренессанса: страсти накалены до предела, а краски насыщены. В рококо эта мощь уходит, и цвета становятся более сложными и нежными: небесно-голубой, бледно-розовый, светло-лиловый, блекло-зелёный.


Коллекция Rondo от Tagina

2) Стиль рококо — игривый, лёгкий, фривольный; он избегает всего строгого и стремится уйти от прямых линий. В том числе благодаря обильному орнаменту, скрадывающему чёткие контуры фасадов и интерьеров. Если в стиле барокко затейливая лепнина выступала в роли чудесного дополнения, то в рококо она поглощает всё.

3) В чести природные мотивы: завитки лепного орнамента на мебели отдалённо напоминают листья растений, популярным мотивом картин становится игривое времяпровождение на лоне природы. Находкой для интерьера являются восточные мотивы: из рококо выходит стиль шинуазри, переносящий приёмы средневекового китайского искусства на европейскую почву.


Скульптура «Крылатая красавица», Lladró

Другие характерные элементы рококо в интерьере:

  • Обилие позолоты или посеребрения, изогнутые линии мебели. В интерьере рококо уместно смотрятся консольные столики, шифоньеры, секретеры, комоды, бюро, кресла бержер или «маркиза»

Кресло и консоль из коллекции Hermitage, Egidio Lunardelli

  • Деревянные панели или гобелены на стенах, ковры-гобелены или узорный паркет на полу
  • Вычурные статуэтки, вазы, зеркала, массивные люстры с резными элементами, старинные канделябры


Слева — люстра из коллекции Belle de Nuit, Lladró
Справа — коллекция посуды Les Trésors de la Mer, Rosenthal meets Versace

Советы для тех, кто желает оформить интерьер в стиле рококо:

1) Переборщить с золотом в интерьере рококо практически невозможно: не бойтесь злоупотреблять яркими и блестящими материалами.


Слева — смеситель из коллекции Monmartre, Horus
Справа — изделие из мрамора с позолотой из коллекции Emotions, Petra Antiqua

2) Чары любви, задающие тон всему галантному веку, должны отражаться и в интерьере. Статуэтка игривого амура; картина, где между юными влюбленными вот-вот произойдёт первый поцелуй; гобелен с полуобнажённой красавицей — прекрасные сюжеты для интерьера в стиле рококо.


«Вакх и Эригона», Франсуа Буше, 1745

>3) Внесите в интерьер нотку театральности: выделите статуэтки и зеркала с помощью специальной подсветки. Кровать должна быть не местом сна, но царским ложем: заострите внимание на спальной зоне с помощью постамента и балдахина для кровати. Одну из зон ванной комнаты можно акцентировать с помощью красочной мозаики, подиума для ванной или усиленной подсветки душевого ограждения.


Душевое ограждение Victorian, HÜPPE


Слева — коллекция сантехники Amadea Royal от Villeroy & Boch
Справа — изделие из мрамора c посеребрением из коллекции Emotions от Petra Antiqua

4) Роскошь рококо прекрасно смотрится только в больших помещениях. Массивные диваны и люстры невозможно оценить в маленьких комнатах, где они только «съедают» пространство.


«Гостиная императрицы Александры Федоровны» (Гатчинский дворец), Эдуард Гау, 1876

5) Элементы такого интерьера должны быть на самом деле дорогими. Дешёвая позолота, пожелтевшая эмаль, аляпаватые ткани, недорисованные узоры ассоциируются с нашествием цыганского табора, ни никак не с роскошью Версаля. Ценные породы дерева, шёлковые ткани, антикварные или изготовленные на заказ вещи — вот те элементы, на которые необходимо сделать ставку.


Кресло из коллекции Royal, Egidio Lunardelli


Плитка из коллекции Marble, Gardenia Orchidea

Наше время задаёт иные ритмы и мелодии: в моде минимализм, функциональность и утилитарность. Тем приятнее очутиться в оазисе роскоши, задаваемой стилем рококо, где время словно застыло навечно и можно наслаждаться жизнью бесконечно долго. Салоны «Сквирел» помогут вам создать интерьер, достойный абсолютного монарха!
Заказать
обратный звонок